Содержание
Водители знают: за ДТП с погибшими или пострадавшими в России, согласно уголовному праву, можно угодить в колонию на несколько лет. Случай с актером Ефремовым — тому подтверждение. Не знаю, зачем им это надо было, но в Научном центре безопасности дорожного движения МВД России подготовили информационно-аналитический обзор, в котором составили портрет водителя, осужденного за ДТП.
Гендерная принадлежность
Итак, чаще всего в России судимость за нарушения ПДД получают безработные мужчины со средним профессиональным образованием. Вы сильно удивитесь, когда узнаете, что в 2020 году по уголовным статьям за совершение преступлений против безопасности дорожного движения в России осуждены 63 059 водителей-мужчин. Много, да. И, скорее всего, вас совсем не удивит тот факт, что 96,4% осужденных за ДТП — именно мужчины (в 2020 году было осуждено за соответствующие преступления 2 370 женщин — 3,6% от общего числа осужденных за ДТП).
Как сообщает ТАСС, на момент совершения преступлений, ответственность за которые предусмотрена по ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств») и ст. 264.1 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию»), 26 женщин были беременны, а 108 женщин имели ребенка в возрасте до трех лет.
Возрастные категории
Среди осужденных по статье 264 УК РФ больше всего граждан, входящих в возрастную группу 18-24 года, по статье 264.1 УК РФ — 25-29 лет, 30-49 лет и 18-24 года.
Среди возрастных групп до 24 года и старше 49 лет преобладает доля осужденных за ДТП, в которых пострадали или погибли люди. При этом водители в возрасте до 24 и старше 50 лет более склонны к совершению преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта по неосторожности. Это понятно: одни еще слишком неопытны, вторые уже не столь быстро соображают на дороге, как более молодые водители.
Социальное положение
Более половины (56% или 36 664 человек) осужденных в 2020 году за совершение ДТП или повторное вождение в нетрезвом виде — это трудоспособные лица без постоянного источника дохода. Менее трети — рабочие (20 695; 31%). Служащие коммерческих и иных организаций составили лишь 3%. На предпринимателей пришлось около 2% от общего числа осужденных в 2020 году за совершение указанных выше преступлений.
В обзоре говорится, что безработные граждане чаще всего совершают преступления, совершенные в состоянии опьянения, другие лица, имеющие другой род деятельности, — становятся «уголовниками» (за нарушения правил безопасности дорожного движения) по неосторожности.
Ранее судимые
В 2020 году треть осужденных за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта на момент их совершения уже имели судимость. При этом, 15 602 человека (74%) — за совершение преступлений небольшой тяжести. Чуть более десятой части (12%) имели судимость за тяжкие преступления и 10% — за совершение преступлений средней тяжести.