Американский Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) разработал новую рейтинговую программу, в рамках которой проверил системы автоматизации вождения (частичный автопилот) на 14 моделях автомобилей девяти различных производителей. Результат проверки оказался… плачевным.
Вывод, который сделали исследователи, — первые тесты систем частичной автоматизации вождения показали, что отрасли… есть над чем поработать. Это, так сказать, общий вердикт. Если быть точнее, то из 14 протестированных систем только одна получила приемлемый рейтинг. 11 систем удостоились оценки «плохо», еще две — «совсем плохо».
В ходе реализации программы были проверены системы частичной автоматизации, установленные на автомобилях BMW, Ford, General Motors, Genesis, Lexus, Mercedes-Benz, Nissan, Tesla и Volvo. Единственная модель, которая получила удовлетворительную оценку за «автопилот», — Lexus LS, оборудованная системой Teammate.
По словам президента IIHS Дэвида Харки, водители действительно могут почувствовать, что частичная автоматизация облегчает длительные поездки, но мало доказательств того, что она делает вождение более безопасным. Более того, как показали некоторые громкие случаи автоаварий с самоуправляемыми автомобилями, они могут создать новые риски, когда в системах отсутствуют соответствующие меры защиты.
По мнению сотрудников IIHS, недостатки систем частичного автопилотирования варьируются от системы к системе. Баллы присуждаются на основе серии тестов, проведенных в ходе нескольких испытаний, причем некоторые области производительности имеют больший вес, чем другие.
Больше всего нареканий у экспертов вызывают недостаточный контроль водителя со стороны электронных систем безопасности, а также отсутствие должного числа предупреждений при появлении нештатной ситуации, на которую должен отреагировать водитель. Они также отметили отсутствие аварийных процедур, которые должны быть запущены в том случае, если водитель никак не реагирует на предупреждения. Как они должны выглядеть? К примеру, система «голосит» об опасности, но водитель ее предупреждения игнорирует, она должна дать команду на торможение и заявить об этом «вопиющем» случае в экстренные службы.
Единственные системы, отвечающие всем этим требованиям, — ProPILOT Assist 2.0, Lexus Teammate и GM Super Cruise с функцией громкой связи. Практическая система ProPILOT Assist с Navi-link и система BMW близки к этому, но каждая из них отключается без выдачи предупреждения при отключении ключевой функции безопасности. Это опасно, поскольку водитель может не осознавать, что ему необходимо восстановить полный контроль над автомобилем.
С другой стороны, большинство систем не соответствуют требованиям к функциям безопасности. Система Volvo Pilot Assist, к примеру, отключается без предупреждения, когда водитель отстегивает ремень безопасности. А системы Genesis не соответствуют всем требованиям безопасности.