Объем российского рынка автомобильных запчастей для обслуживания автомобилей, которые сегодня ездят по дорогам страны, по итогам 2021 года превысит два триллиона рублей. Эти показатели примерно на 30% превышают результаты 2020 года; тогда рынок автомобильных компонентов оценивался в 1,6 трлн рублей.
Как сообщает Autodoc.ru, один из ведущих российских маркетплейсов по продаже деталей для автомобилей, в 2019-м допандемийном году он был еще меньше — 1,4 трлн. рублей, а в 2014 году едва превышал 1 трлн рублей. Из этого делаем следующий вывод: за последние семь лет рынок автозапчастей вырос вдвое.
С чем это связано? Догадаться не сложно. Во-первых, на рост рынка запчастей сказался рост цен на них. Только в 2021 году цены на автокомплектующие выросли в среднем на 20%. При этом есть некоторых категории деталей (например, кузовных элементов), где цены только за год выросли на 30 и более процентов.
Второй ключевой момент — старение автопарка России. Действительно, новый автомобиль сегодня стоит столько, что далеко не каждый сможет его купить. Люди «ринулись» на вторичный рынок, который в настоящее время растет быстрее рынка новых автомобилей. Старые автомобили ломаются чаще новых. А это означает увеличение спроса на запчасти.
По итогам текущего года средний возраст автомобиля в России составит более 14 лет. В 2020 году этот показатель достигал 13,6 лет, а в 2019 г. – 13,4 лет.
По словам Владислава Соловьева, президента маркеплейса Autodoc.ru, на рынке автозапчастей также увеличивается доля онлайн-продаж. Это связано с ограничениями продолжающейся пандемии коронавируса, а также с развитием интернет-сервисов, которые позволяют осуществлять покупки автодеталей удобно и по привлекательной цене.
Что касается структуры рынка запчастей, то в уходящем году она осталась прежней. Самым существенным сегментом на этом рынке (около 15% от объема продаж в денежном выражении) являются шины. Далее идут детали подвески (10%), масла и смазки (8%), фильтры (6%).