Каждый из нас в любой момент может стать объектом совершения мошеннических действий по телефону — мошенники разрабатывают новые способы как обмануть человека практически на ровном месте, рассказал агентству «Прайм» заслуженный юрист России Иван Соловьев.
Сегодня довольно часто после поступления звонка с подменного номера (а он определяется так, как хотят этого мошенники) потенциальная жертва слышит не голос человека, а механического робота, который «после нехитрой, но убедительной информации переключает разговор на «сотрудника» банка».
«Делается это для того, чтобы сбить жертву с толку — многие думают, что автоматические системы оповещения есть только в кредитно-финансовых учреждениях. Сегодня мошенники научились искусно подделывать все, что связана с автоматизированными телефонными сервисами, поэтому доверять звонку робота нельзя», — предупреждает эксперт.
Также часто после того, как мошенник представляется специалистом по безопасности банка, он пересылает в один из мессенджеров потенциальной жертвы копии неких документов, подтверждающих его статус («свидетельство центрального отдела безопасности», удостоверение сотрудника полиции или службы безопасности, сертификат безопасности и др.).
«Необходимо четко понимать, что это также является подделкой, кроме того, сотрудникам банка запрещено в инициативном порядке обсуждать с клиентами вопросы, касающиеся перевода денежных средств и получения персональной и иной информации», — говорит юрист.
Не совсем новый, но все так же популярный способ — представляться сотрудником правоохранительных органов. При этом лжесотрудник говорит о том, что им получена информация от службы безопасности банка, где обслуживается потенциальная жертва, о том, что с ее счетом происходят попытки денежных переводов, ввод пин-кодов. «Следующими посылом является то, что гражданский долг каждого – помочь следствию. Ну а дальше– помогите следствию, следуйте инструкциям «сотрудника службы безопасности» банка, который с минуты на минуту перезвонит», рассказывает Соловьев.
Не проходит и пары минут, как поступает новый звонок, уже от этого «сотрудника», который и убеждает жертву взять несколько технических кредитов, «которые банк в дальнейшем обязательно погасит», снять наличные денежные средства и затем отправить на несколько абсолютно разных счетов по предложенным номерам телефона. Но при этом, для усыпления бдительности, заботливый сотрудник предлагает «обязательно все документировать и фиксировать». И все это лишь для того, чтобы выявить мошенников и покарать зло. «Таким образом, использование активной гражданской позиции человека также является способом совершения в отношении него мошеннических действий», — отмечает эксперт.
Следующим способом обмана является информирование человека о том, что он должен получить некий супер-приз, сорвал джек-пот, выиграл в розыгрыше. Гражданину поступает телефонный звонок с неизвестного доселе номера, при этом он слышит довольно уверенный голос человека, представляющегося сотрудниками инвестиционной компании, который «со сдержанной радостью сообщает, что на счета будущей жертвы поступил выигрыш в размере нескольких сотен тысяч или даже миллионов рублей». Но чтобы его получить, необходимо сначала купить облигации в одном из банков путем перевода несколько сотен тысяч рублей на пару счетов. «Все происходит настолько убедительно, что люди переводят средства, но никакого выигрыша они не получают, как и средств, переведенных на облигации», — говорит юрист.
Кстати, мошенники обладают определенным объемом персональных данных о человеке, поэтому могут представиться представителями любой финансовой компании, с которой человек имел контакт или открывал там свой аккаунт. Это также добавляет достоверности действиям мошенников и упрощает обман, заключает эксперт.