Правительство России опубликовало постановление, отменяющее ответственность импортеров за «параллельный импорт» (его еще называют «серым») товаров в Российскую Федерацию. Документ «дает добро» на ввоз в страну оригинальных товаров (включая, скорее всего, и автозапчасти) без согласия правообладателей.
Почему «скорее всего»? Потому что окончательный список товаров, для которых будет разрешен «параллельный импорт» будет утверждать Минпромторг. Его еще нет, но все без исключения аналитики рынка утверждают: автокомплектующие (речь идет именно об оригинальных запчастях) и расходные материалы, необходимые для ремонта автомобилей (прежде всего, у официальных дилеров), в этот список войдут.
Что такое параллельный импорт? Это когда независимый импортер может (по нашему законодательству) поставлять в страну оригинальные товары, не спрашивая об этом разрешения у правообладателя этого товара (бренда, торговой марки).
В правительстве уже заявили, что в условиях внешних ограничений (санкций) принятое решение поможет обеспечить внутренний рынок востребованными товарами и позволит стабилизировать цены на них.
Некоторые эксперты выражают опасение, что вместе с оригинальными в страну широким потоком «хлынет» контрафакт. Власти не разделяют эти страхи. Появление контрафактных товаров на рынке не исключается, однако главная задача властей заключается именно в легализации поставок оригинальной продукции на российский рынок по различным каналам.
«Параллельный импорт» должен обеспечить поставки в страну оригинальных запчастей из Европы. Но что касается крупных узлов и агрегатов, кузовных элементов и других позиций большой стоимости, в том, что удастся это сделать, есть большие сомнения. Напомним, Евросоюз ввел санкции, которые запрещают ввозить в Россию запчасти дороже 300 евро. Это значит, что коробку передач в сборе для автомобиля европейской марки импортировать из Европы не получится.
Кроме того, европейские (американские и японские) автопроизводители наверняка усилят контроль за поставками оригинальных запчастей независимым потребителям в ЕС или за его пределами. А может, они и не будут этого делать. Законы соблюдены, санкции не нарушены. А то, что в Молдавии (к примеру) резко увеличилась потребность в оригинальных запчастях для автомобилей BMW, так производителю (дистрибьютору) от этого только лучше. Когда кризис на дворе, дополнительный доход не помешает никому.
Граждане спрашивают: будут ли распространяться гарантии на оригинальную запчасть, приобретенную в России (поставленную на автомобиль в ходе его ремонта) по параллельному импорту? Разумеется, будут.