Импортозамещение — дело хорошее. Правильное. Мы много и давно об этом говорим, но, как выяснилось, занимались мы этим в минувшие годы и десятилетия недостаточно. В итоге мощный российский автопром после ухода из России иностранных производителей и поставщиков, оказался… «голым».
Надо что-то делать. А что? Возрождать автосборку, запускать производство автокомпонентов на территории РФ. А каких именно? Всех? Всех не получится…
Минпромторгом разработан проект стратегии развития автомобильной промышленности страны до 2035 года. В нем как раз и были указаны приоритетные компоненты для локализации в автопроме.
Что это означает? То, что часть автокомпонентов, которые не выпускаются в России, будут и дальше закупать за рубежом — напрямую, через параллельный импорт. Но есть среди них и приоритетные позиции, которые надо, кровь из носу, делать здесь и сейчас. Чтобы автопром отечественный жил, а не находился по несколько месяцев в простое.
В качестве приоритетных в проекте названы: двигатель внутреннего сгорания и его комплектующие, автоматическая коробка передач, системы ABS и ESP (система стабилизации для предотвращения заноса), подушки безопасности и ремни безопасности.
Также в приоритетный перечень для локализации вошли топливная аппаратура, электродвигатель и сопутствующая электроника, ключевые элементы подвески, кузова, чипы. Локализовать планируется материалы для создания автомобилей — от специальных сплавов и стали до полимерных материалов для топливного бака, до тканей и материалов для сидений и обивки руля, а также лакокрасочные материалы.
Разработчики стратегии также признались, что «в Российской Федерации отсутствует или не освоена в массовом производстве подавляющая доля электронных компонентов 2-го и 3-го уровней, что является барьером для дальнейшего повышения уровня локализации».
Объем инвестиций в разработку и производство автокомпонентов к 2035 году составит 190 млрд рублей. Как сообщает ТАСС, в 2022 году на эти цели будет потрачено 24 млрд рублей, в 2025 году — 125 млрд рублей, в 2030 году — 162 млрд рублей. Инвестиции в НИОКР по компонентам в 2022 году составят 10 млрд рублей, в 2025 году — 42 млрд рублей, в 2030 году — 68 млрд рублей. В 2035 году показатель должен составить 82 млрд рублей.